Корпорация Microsoft, желая выделить свою новую игровую консоль Xbox One на фоне конкурирующих продуктов с помощью продвинутого сенсора движений Kinect, впервые самостоятельно создала собственные процессоры. Сайрус Бамжи (Cyrus Bamji), игравший ключевую роль в разработке решений, говорит, что эти чипы позволили сделать сенсор Kinect 2 более точным и отзывчивым в том числе с помощью технологий, используемых военными. В основе контроллера Kinect первого поколения лежал готовый чип израильской компании PrimeSense.
Посетители E3 2013 в Лос-Анджелесе смотрят на консоль Xbox One (Patrick Fallon/Bloomberg)
Таким образом, Microsoft присоединилась к компаниям вроде Apple, которые проводят часть работы над чипами сами с целью интеграции в них эксклюзивных функций и возможностей, позволяющих выделить свои устройства на рынке. Компания сделала Kinect 2 частью поставки Xbox One, что повысило стоимость консоли примерно на $100 — именно такова разница между ценой PS4 ($400) и Xbox One ($500).
Чипы Xbox Kinect 2, спроектированные командой преимущественно расположенной в офисе Microsoft в Кремниевой долине, используют технологию Time of Flight, которая позволяет сенсору отслеживать мельчайшие изменения в теле игрока вроде движений пальцев, выражений лица и даже частоты биения сердца — гораздо более точная система по сравнению с оригинальным сенсором. Это позволило Microsoft избежать ряд известных минусов Kinect — малая точность и сильные запаздывания. Time of Flight анализирует отражаемые от объектов лучи и использовалась военными для задач вроде обнаружения танка за деревьями. Texas Instruments и Infineon Technologies тоже создают чипы, использующие Time of Flight.
Демонстрация нового сенсора Kinect в Рэдмонде в мае 2013 года (Stephen Brashear/Invision for Microsoft)
В создании собственных чипов кроме преимуществ кроется и ряд проблем. Например, разработка может отнять десятки миллионов долларов, а ошибка в проектировании может отложить продукт на месяцы. Для компании вроде Microsoft, имеющий мало опыта в создании чипов, риски довольно велики.
Microsoft проходит сейчас период реорганизации, превращаясь из программного гиганта в корпорацию устройств и служб. Apple до этого стала использовать собственные процессоры с архитектурой ARM в своих смартфонах и планшетах. Samsung также всё больше применяет собственные чипы в мобильных аппаратах. Китайская Huawei разрабатывает собственные ARM-процессоры для смартфонов и планшетов. По данным аналитической компании Gartner, производители вроде LG, HTC и Lenovo тоже могут вскоре представить мобильные решения на основе собственных ARM-процессоров.
Контроллеры для Xbox проходят тестирование в лаборатории Microsoft (Stephen Brashear/Invision for Microsoft)
По словам инженера Microsoft Ника Бэйкера (Nick Baker), возглавляющего команды полупроводниковых архитектур и контроля качества, подразделения Xbox и WebTV и ранее проводили некоторую работу по дизайну чипов, но масштабы проектирования, разработки и сборки были гораздо меньше. Сегодня в Microsoft над микропроцессорами работает около 200 человек. Производством чипов для Kinect занимается тайваньская TSMC.
Сравнение точности оригинального Kinect (слева) и Kinect 2
Учитывая, что Microsoft выпускает и продвигает собственные компьютеры — планшеты Surface, — аналитики не исключают, что компания решит использовать в будущих решениях на основе Windows RT собственные ARM-процессоры вместо чипов NVIDIA Tegra (в оригинальном Surface RT используется Tegra 3, а в обновлённом ожидается применение Tegra 4). Кроме того, Microsoft наверняка продолжит развитие уникальных функций продуктов Xbox с помощью собственных чипов. Пока же корпорация делает огромную ставку на возможности Kinect 2 — посмотрим, оправдается ли она после выхода Xbox One.